Определение книги

Понятия «Книга» долгое время использовалось в качестве обобщающего и объединяющего в себе все виды документов термина. С введением понятие «документ» стало понятно, что понятие «книга» более узкое, чем понятия «издание» и «документ». Как любой документ книга исполняет информативную, коммуникативную, кумулятивную и правовую функции. Книга полифункциональная, ее можно рассматривать с позиции исторического материального объекта (созданного в определенных исторических условиях), культорологического источника (артефакт), лингвистического (использование разных знаковых систем на разных исторических этапах развития общества).

В определении книги выделяют две стороны: содержание и форму. Чаще всего на первое место выходит содержательно-духовная составляющая книги. Ее же форма обычно рассматривается с точки зрения материала изготовления и особенностей материальной конструкции.

До настоящего времени не выработано общего единого и точного определения понятия «книга». Трудность заключается в том, что это понятие многозначно, на протяжении истории изменялось, понималось то в более широком, то в более узком аспекте, а границы, которые отделяют его от понятия «документ» долгое время не были установлены. Таким образом, в разных источниках встречаем многочисленные понятия «книга», самые распространенные из которых книга это:

1) самый емкий аккумулятор духовного наследия народа на разных этапах социально-экономического развития той или иной страны (местности, континента);

2) исторически обусловленное социальное явление;

3) великое культурологическое орудие;

4) материальный, твердый, долговечный и удобный для хранения предмет;

5) важный источник информации.

Вдумчивый и серьезный анализ старых и новых определений книги приводит к выводу, во-первых, про многоаспектность, многофункциональность и универсальность этого продукта духовности и материальной культуры и, во-вторых, про принципиальную невозможность всеобъемлющего определения книги, которое смогло бы охватить сразу все стороны этого явления и все возможные подходы к нему.

Сегодня мы попытаемся найти ответы на достаточно актуальные вопросы – что такое книга и что такое фильм, как они действуют на человека и, наконец, за кем будущее.

Каждый человек с момента рождения попадает в непрерывный информационный поток и в течение жизни оказывается или на мели, или в водовороте событий, или в тупике, или в тихом омуте, но далеко не каждый с честью может выйти из неблагоприятных сложившихся ситуаций.

Жизненный путь у каждого свой, и шишки ошибок никого не минуют. Фактически одни и те же вопросы и проблемы мучают нас аналогично нашим далеким предкам. Тысячелетиями человечество задумывалось, анализировало, собирало информацию и накапливало мудрость для потомков (нам в помощь), и глупо этим наследием не воспользоваться. Таким образом, становится понятно, что величайший аккумулятором человеческих знаний является именно книга.

С помощью книги у человека с детства развивается способность думать, анализировать, фантазировать, формируется образное мышление, накапливается багаж определенных знаний. Благодаря каждому книжному сюжету в сознании читателя происходит рождение неповторимой картинки, визуального образа, своего понимания и личного переживания.

А что же фильм? Он подает зрителю готовую «пережеванную» информацию. Фильм – это продукт деятельности сознания (и подсознания) сценариста, режиссера, актеров, в общем кого-угодно, только не зрителя. Бездумный потребитель смотря на экран и «сглатывая» полученную информацию, уже на следующий день не может вспомнить сюжета кинокартины. Почему так происходит? Книга затрагивает и душу, и мозг, и подсознание реципиента, а фильм проносится мимо как какой-нибудь банальный вид из окна поезда нашей жизни.

Конечно же и в кинематографе бывают исключения. К сожалению, довольно редко появляются качественные фильмы с открытыми сюжетами, оригинальными развязками, свежим чувством юмора, то есть продукт, рассчитанный на человека неординарного и задумающегося над своей жизнью. Слава Богу, что такие произведения искусства все-таки существуют. Вот они-то точно имеют право на жизнь и продолжают тему великого наследия рода человеческого!

С другой  стороны, мы знаем, сколько людей, столько мнений, вкусов, предпочтений. Спрос рождает предложение. Вот и появляются ширпотребные книги, абсолютно не обладающие вышеперечисленными достоинствами; фильмы, не только не несущие пользы, а причиняющие самый настоящий вред. Если сознание потребителя сформировалось, есть свое мировоззрение и определенное понимание истинных ценностей, то негатив с экрана не может причинить вреда этому человеку и, как следствие, его окружению. Но, если жизненные устремления и моральные устои отсутствуют, визуальная телеинформация подминает под себя, ломает и перевоспитывает на свой лад, творя толпу зомби.

Но мы снова ударились в крайности. Попытаемся все-таки найти положительные моменты в просмотре теле и видеопродукции. Он имеет смысл даже в учебном процессе, когда школьник завален громадным количеством информации и заданий, и  просто физически не успевает все необходимое прочитать и усвоить. Вот тут-то на помощь приходит видеопродукт: ребенок смотрит экранизацию программного литературного произведения и таким образом при минимальных затратах времени составляет общее (пусть и поверхностное) мнение об этом, очень часто неинтересном, произведении. На пользу малышам  также могут пойти красочные добрые детские мультфильмы и фильмы (например, Уолта Диснея), так как они способствуют полноценному развитию ребенка.

Пришло время упомянуть о чисто физиологической вредности телевидения: речь идет об электро-магнитном излучении и о вредности экранного изображения для глаз человека. Вывод: время, проведенное перед телевизором (особенно детьми), обязательно должно быть дозированным, ограниченным.

Наша полемика может занять еще очень много времени, поэтому подведем итоги. В современном мире есть место и для книги, и для телевидения, главное, правильно расставлять приоритеты, а это уже личное дело каждого. А что по поводу будущего? Понятно, что книга – явление великое, следовательно, вечное, но и телевидение в нашей техногенной жизни вряд ли сдаст свои позиции. Так что желаю сделать правильный выбор в жизни и в отношении как нашего вопроса, так и других не менее важных житейских ситуациях!